Гаджети в освіті – корисно чи шкідливо? Думки 6 експертів

поделиться в социальных сетях

Картинки по запросу гаджети і діти фото

Напевно найбільш поляризує батьківську, а вслід за нею й вчительську, спільноту, питання про так звані «гаджети» – смартфони, планшети, нетбуки тощо.

 Одна частина дорослих каже, що це реальне зло (з яким, правда, не можливо впоратися, але яке треба обмежувати), інша – що це реальне добро, якщо правильно до них ставитися.

І ті, й інші мають дуже вагомі аргументи на користь своїй позиції.

Також обидві сторони визнають, що в гаджетах є і те, і те, — питання лише в тому, що переважає.

Аби розібратись з темою, ми традиційно звернулися до людей, які мають певний досвід в освіті, із декількома запитаннями:

  1. Гаджети несуть більше користі чи шкоди для освітнього процесу?

  2. Хто є вашими опонентами в цьому питанні, й чому вони мають протилежну думку?

  3. Як з ними боротися?/Чи потрібно все ж таки вводити якісь обмеження на їх застосування?

Картинки по запросу гаджети і діти фото

1  ДО ПЕВНОГО ВІКУ ГАДЖЕТИ Є ПРИЧИНОЮ ПСИХІЧНОГО НЕЗДОРОВ’Я ДИТИНИ

ГАДЖЕТЫ ПРИУЧАЮТ СМОТРЕТЬ НА МИР ВСЕ ВРЕМЯ ПО-НОВОМУ

ВЛАДИМИР СПИВАКОВСКИЙ,

президент корпорации Гранд

– Гаджеты несут больше пользы или вреда для образовательного процесса?

– Больше пользы.

Во-первых, с ними можно получить больше контента.

Во-вторых, это быстрее.

В-третьих, это синхронизировано с темпоритмом жизни молодежи, которая уже привыкла получать информацию быстро.

В-четвертых, тут больше выбора, и ученики одновременно учатся просеивать информацию и выбирать приоритеты.

В-пятых, это технологично. Потому что кроме текстового контента они могут получить визуализацию, а также быстро переходить по гиперссылкам на смежные знания, что выращивает системное мышление.

– Кто является вашими оппонентами в этом вопросе, и почему они имеют противоположное мнение?

– Система образования по своей природе консервативна. И есть люди, которые придерживаются консервативных взглядов. Это не хорошо и не плохо. Так устроен мир.

У многих людей есть тяга к прошлому, ностальгия по прежним временам, когда было понятно, чему учить, как учить и какую оценку ставить. Всё было просто.

Гаджеты же заставляют смотреть на мир по-новому. И это вытесняет некоторые привычные ценности, с утерей которых некоторые люди смириться не могут.

Однако в истории так было много раз. Я помню подобные ожесточенные споры по поводу шариковых ручек, когда заставляли писать именно перьевыми ручками с протекающими фиолетовыми чернилами. Но эта история, известно, чем закончилась.

С другой стороны, я и не настаиваю, что все должны учиться с компьютерными технологиями. Есть целое движение «школы без компьютеров», подобно бизнесменам-дауншифтерам, которые идеологически придерживаются постулата «назад – к природе».

Так что школы могут быть разными, и у родителей должен быть выбор. Желательно, выбор не импульсивный, а осознанный.

Главное, чтобы при этом выборе они задумывались – скажет ли через 20 лет их ребенок им спасибо за то, что он выучился без гаджетов, в то время, как все его коллеги по работе и друзья по жизни владеют этим конкурентным преимуществом, а он – нет.

– Вы считаете, что от гаджетов больше пользы, чем вреда. Нужно ли все же вводить какие-то ограничения на их использование?

– От гаджетов больше пользы.

Но это не значит, что они полностью могут заменить другие источники информации – учителей, учебники, библиотеки, музеи и т.д.

Я нашел простой выход. Так поступают все повара, которые готовят еду по рецептам, где главный принцип – правильные пропорции всех ингредиентов и приправ, где важно не пересолить и не переборщить. Мы у себя ввели пропорцию 50:50.

Половина занятий проходит с гаджетами, половина – без них. При этом в каждой школе, классе, уроке, теме – эта пропорция может меняться. Как говорится, соль и сахар добавляются по вкусу.

Главное – помнить об оптимальной пропорции, чтобы учеба была полезной, увлекательной, современной и результативной.

В МОЛОДШІЙ ШКОЛІ ВАЖЛИВІШЕ ВЧИТИСЯ БУДУВАТИ СТОСУНКИ, А ГАДЖЕТИ ЗАВАЖАЮТЬ ЦЬОМУ

ВАЛЕНТИНА МЕРЖИЄВСЬКА,

співзасновниця і викладач альтернативної школи «БеркоШко»

– Гаджети несуть більше користі чи шкоди для освітнього процесу?

– У віці до 12 років шкоди більше, ніж користі, а пізніше – користі більше, ніж шкоди.

Гаджети для спільного використання відчутно допомагають навчальному процесу, а власні можуть заважати, бо велика спокуса використовувати їх не у навчальних цілях.

Гадаю, що головні негативи від використання гаджетів у молодшому шкільному віці полягають у стресовому впливі на несформовану нервову систему дітей, у гіподинамії та втратах часу.

Сучасні інформаційні технології, зокрема ігрова індустрія, мають дуже ефективні методи залучення уваги. Власне, внаслідок цього інтерес до інших сфер життя – до спілкування, прогулянок, читання книжок, фізичного навантаження – значно знижується.

Дорослі часто не знають як допомогти дитині врівноважити зацікавлення, тому вдаються до заборони гаджетів. На якийсь час це може вберегти, але в далекоглядній перспективі створює «заборонений плід», який манитиме, або завадить напрацювати необхідні в майбутньому навички.

– Хто є вашими опонентами в цьому питанні, й чому вони мають протилежну думку?

– Прихильники доступності гаджетів вважають, що в сучасному світі не можна позбавляти дітей користування технологіями. Вони мають вільно володіти тим, що стає дедалі більш поширеним.

У навчальний процес гаджети дозволяють внести ігрові моменти, сухе викладання збагатити демонстраціями.

А які можливості відкривають величезні обсяги і швидкість доступу до інформації в інтернеті! Тепер можна не лише знайомити дітей з теоріями на словах, а безпосереднього показувати застосування чи поширення в світі.

Я не можу однозначно підтримувати залучення гаджетів чи однозначно їх відкидувати. Має бути баланс і здоровий глузд.

Похожее изображение

– Чи потрібро боротися з гаджетами і як?

– В «БеркоШко» особисті гаджети повністю заборонені в молодшій школі. Ні на перервах, ні після занять немає смартфонів і планшетів. Лише на заняттях вчитель може застосовувати ноутбуки і проектор.

На мою думку, в цьому віці діти напрацьовують важливі навички міжособистісного спілкування, а гаджети надмірно перетягують на себе увагу, яка має бути спрямована на налагодження стосунків.

У віці 11-12 років діти почуваються вже достатньо дорослими, і будь-які обмеження їхнього вибору чи права власності – ображають. Тому вимоги здавати смартфони чи не приносити їх – не існує. Лише прохання на заняттях користуватись ними виключно в освітніх цілях (шукати необхідні дані, користуватись калькулятором, фотографувати тощо).

Звісно, таке прохання учні часом порушують, головне – не втомлюватись пояснювати можливі загрози і наслідки. Тоді можна сподіватись, що з часом на місці зовнішнього контролю зародиться внутрішнє усвідомлене ставлення.

МНЕ КАЖЕТСЯ, МЫ ЧЕРЕСЧУР ДЕМОНИЗИРУЕМ ГАДЖЕТЫ

ЕКАТЕРИНА ГОЛЬЦБЕРГ,

детский психолог, «Центр освіти «Оптіма», Детская клиника «Добробут»

 Гаджеты несут больше пользы или вреда для образовательного процесса?

– Больше пользы.

В силу того, что современный мир мы уже не представляем без гаджетов, нам просто очень важно понять, каким образом мы можем их использовать.

Почему гаджеты отвлекают ребенка от учебы? Потому что они являются развлечением. Ребенок всегда предпочтет учебе то, что ему интересно, то есть развлечение.

Если мы переформатируем отношение к гаджетам и сделаем из них правильно обучающий инструмент, то мы можем получить реальную пользу. Потому что современный ребенок мыслит уже по-другому, и без использования гаджетов мы его вообще к учебе не притянем.

Кроме того, гаджеты могут во многом облегчать само обучение.

Картинки по запросу гаджети і діти фото

Что в гаджетах вредного с моей точки зрения? Вреден именно их отвлекающий момент. То, что они рассредоточивают внимание.

Кроме того, есть такой период сенсомоторного развития, обычно это дошкольные годы, когда ребенку необходимо изучать мир посредством пространственно-тактильного контакта. А гаджеты лишают ребенка такого контакта.

Зависание в гаджетах в этот период может повлиять на восприятие ребенком пространства. Он учится разбираться больше в виртуальном пространстве, нежели в реальном.

Нарушение восприятия, например, таких категорий, как высота, глубина, ширина, может стать даже причиной его травматизации.

 Кто является вашими оппонентами в этом вопросе и почему они имеют противоположную точку зрения?

– Обычно это те взрослые, которым гаджеты мешают установить прямой контакт с ребенком. В основном они считают виновниками этого гаджеты.

А мне кажется, что в этом виноват слабый интерес ребенка именно ко взрослому.

Возьмем учителя как пример человека, который должен удерживать внимание ребенка на обучающем процессе. У него не всегда хватает сил, средств, знаний для того, чтобы быть интереснее гаджета.

Но если он найдет правильные подходы к ученику и станет ему интересен, то уверяю вас, ученик отложит гаджет и будет с удовольствием слушать учителя.

– Нужно ли вводить какие-то ограничения на использование гаджетов, какие-то временные рамки или запреты?

– Любое явление может приносить вред. Все дело в дозе.

Если мы не имеем ограничений в еде, мы становимся толстыми. Если человек не имеет каких-то ограничений даже в чтении, которое очевидно полезное занятие, наверно мы тоже не можем считать его абсолютно здоровым человеком.

В этом смысле ограничение в использовании гаджетов очень верная вещь. Мы должны ограничивать их – и временем и контентом. Потому что есть контент, который однозначно не очень полезен.

Важно просто понимать, что может приносить пользу, а что иногда приносит вред. Пожалуйста, котлеты отдельно, мухи отдельно!

Возьмем того же Стивена Хокинга. Он весь был в гаджетах. Для него гаджеты были неотъемлемой частью его жизни, полноценной жизни человека.

Если у ребенка страдают другие сферы жизни, например, общение со сверстниками, если он недостаточно двигается, если он недостаточно включен в какие-то процессы, которые для его возраста характерны и полезны, то нам стоит озаботиться.

Если же гаджет не мешает этому, то пожалуйста, – без проблем!

– Как определить эту меру? Сколько времени в день еще не вредно?

– У каждого мера индивидуальна. Мы должны быть уверены, что ребенок не испытывает каких-то психических расстройств.

Когда возникает зависимость, не имеет значения, это гаджеты или что-либо еще, – вот эту грань мы не должны давать переходить нашим детям. Потому что это может принести больше вреда, нежели пользы.

Кроме того, я – за ограничение дошкольников. Потому что там идет сенсомоторное развитие, им гаджеты действительно вредят.

Возможно, это странно – слышать от психолога, что гаджеты могут быть полезными. Но тем не менее мне кажется, что иногда мы чересчур их демонизируем. Нам никуда от них не деться.

Картинки по запросу гаджети і діти фото

Євген Лапін, співзасновник альтернативної школи «Скворечник», спеціально для УП.Життя

Титульні світлини від Depositphotos