Монетизация льгот на проезд: эксперты рассказали, как льготники смогут получить свои деньги.

поделиться в социальных сетях

Эксперты рассказали: суммы компенсации за проезд будут разными в зависимости от места проживания.

Бесплатный проезд в украинском транспорте канет в Лету. Правда, когда — пока неизвестно. Принятое 14 марта на заседании правительства постановление будет еще дорабатываться Министерством социальной политики. Но уже сейчас ясно одно — бесплатный проезд в общественном транспорте отменяется, а тем, кому он был положен, выдадут живые деньги. При этом сумма не является единой и фиксированной для всей страны: размер компенсации будет ежегодно определяться областными и столичной администрациями на соответствующий год. Кабмин лишь утвердил основной принцип расчетов на месяц: средняя стоимость проезда умножается не менее чем на 30 поездок.

Как это будет?
Механизм начисления компенсаций до конца не ясен, и «КП» в Украине» спросила у экспертов, как все может происходить.

— Эта реформа опоздала лет на 15, — считает аналитик Алексей Кущ. — Скорее всего, будет произведен расчет по различным группам льготников в городах и селах, рассчитана средняя стоимость поездки, а сумма компенсации будет перечисляться на пенсионную карточку. Это позволит сократить неэффективный отток бюджетных ресурсов.

По мнению аналитика Андрея Вигиринского, наличие карты желательно, но не обязательно.

— Наверняка большинство льготников уже сегодня получают какие-то деньги от государства — пенсию, соцпомощь, — поясняет юрист. — Одни получают деньги на карту, другие — через почту. Таким же образом, скорее всего, будет перечисляться и сумма льгот по перевозке.

Кстати, говорят эксперты, свои 100-150 грн. к зарплате получат и народные избранники. Закон один для всех, и коль нашим нардепам положены льготы на бесплатный проезд, положены и компенсации. Эксперты практически не сомневаются: нардепы лишней сотней не побрезгуют.

Льготники не в восторге
В Кабмине уверены, что монетизация устраняет несправедливость неравномерного доступа к указанным льготам, а льготники получат возможность потратить деньги по своему усмотрению. Но далеко не все льготники оказались в восторге от открывающихся перспектив.

— Я общественным транспортом практически не пользуюсь, — говорит пенсионер Семен Дмитриевич. — Так что для меня это выльется просто в прибавку к пенсии в 120-150 грн. Деньги, конечно, небольшие, но лишними не будут.

А вот пенсионерка Алла Николаевна говорит, что 30 поездок в месяц для нее — это очень мало.

— Возле моего дома в пешей доступности нет ни одного супермаркета, так что в магазин приходится добираться общественным транспортом, — говорит Алла Николаевна. — Плюс несколько раз в неделю езжу к сыну, так что в 30 поездок я, возможно, и смогу вложиться, но с трудом. И то только благодаря тому, что живу возле метро. А вот моя подруга живет далеко от метро, и поэтому каждый выход в город для нее — это 4 поездки: автобус + метро туда и обратно. Так что ей 30 поездок точно не хватит!

Водители рады
Тем временем водители и кондуктора общественного транспорта отвечают — за проезд должны платить все.

— Давно пора ввести плату для пенсионеров, — считает водитель столичного трамвая Валерий. — В Европе, например, все оплачивают общественный транспорт. Я понимаю, за границей пенсии в разы выше. Но для того, чтобы съездить раз в неделю на рынок, к врачу или в аптеку — тридцати поездок достаточно.

В Подольском трамвайном депо Киева считают, что такие правила проезда для льготников, негативно отразятся непосредственно на их работе.

— Теперь ряды «зайцев» в транспорте пополнят и пенсионеры. Ну а что может сделать контролер с бабушкой, у которой нет билета — вышвырнуть?! Нет. Будут склоки и ссоры, нервы трепать и возмущаться, но по факту ничего с этими людьми мы сделать не сможем. Будет сложно в таких ситуациях именно нам — тем, кто работает на маршрутах и должен как-то за этим следить и пресекать безбилетников, — поделились переживаниями в трамвайном депо.

КСТАТИ
Не хватит на проездной
30 поездок по 4 гривны выходит 120 гривен. Этих денег не хватит на ежемесячный проездной. Даже на один вид транспорта — его цена 170 грн. Хватит разве что на полмесяца — 85 грн.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Многодетные надеются на мэра
В киевском Союзе многодетных семей «Берегиня» на ситуацию с монетизацией льготного проезда смотрят с оптимизмом и верой в мэра.

— Мы ждем окончательного решения Киевской мэрии, надеемся, что Виталий Кличко не допустит того, чтобы у нас отобрали льготный проезд, — говорит многодетная мама Юлия. — Конечно, 30 поездок не хватит — каждая из наших мамочек добирается на работу минимум двумя видами транспорта.

Афганцы собираются бастовать
Не на шутку обеспокоились в Украинском союзе ветеранов Афганистана.

— В следующий вторник мы собираем наш совет и будем принимать решение, как реагировать на такое постановление, — рассказали «КП» в Украине» ветераны Афганистана. — Что такое 120 грн. на проезд? Ну это же смешно. Мы решим, как будем действовать, но действовать будем однозначно. Возможно, бастовать, перекрывать дороги и митинговать. Это же несправедливо. Нельзя этого допустить.

АТОшники просят больше поездок
Замглавы Киевского городского союза ветеранов АТО Антон Колумбет:

— Прогрессивные люди считают постановление правильным. Льготный проезд — это пережитки советских времен. Но другой вопрос в механизме — как все это будет реализовываться и какова будет сумма монетизации. Окончательное постановление Киевсовета покажет, есть ли повод для паники и беспокойства. Конечно, 30 поездок — это слишком мало для Киева, где люди пользуются не одним видом транспорта в день. Пока 60 поездок — это тот минимум, от которого нужно отталкиваться, рассматривая вопрос.

источник